Пассажирские лифты: устройство и назначение подъемного оборудования
Пассажирские лифты широко используются для перемещения людей в зданиях, высота которых превышает 5 этажей. Первые такие устройства появились ещё в XIX веке и с тех пор постоянно совершенствовались в плане технического оснащения. Сегодня пассажирские подъёмники являются неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Они значительно облегчают жизнь человека в многоквартирных домах, особенно людей с ограниченными возможностями.
Устройство пассажирского лифта
Составными частями подъёмных механизмов для перемещения людей являются:
- Система управления дверьми с регулируемой частотой. Это механизм помогает автоматизировать работу дверей лифта, позволяет добиться их своевременного плавного открывания без лишнего шума.
- Встроенная система управления. Наиболее распространённым средством управления пассажирского лифта является магнитный привод. Он обеспечивает экономию электроэнергии, защиту окружающей среды от внешних воздействий, а также высокий уровень комфорта и безопасности пассажиров.
- Тяговый механизм. Тяговая машина может использовать зубчатую передачу или магнитный привод. В первом случае потребуется периодическая смазка всех подвижных механизмов. Тяговый механизм на магнитном приводе работает практически бесшумно, что повышает комфорт при использовании подъёмника.
- Система контроля. Позволяет мониторить управление несколькими пассажирскими подъёмниками, расположенными в одном доме. Система работает таким образом, чтобы наладить их максимально рациональное перемещение между этажами.
- Аварийное устройство АОР на случай отключения электроэнергии. Во многих жилых многоэтажных зданиях возникают перебои с электроснабжением. Если электричество отключилось прямо во время работы подъёмника, автоматически включается аварийный режим работы. Запаса энергии вполне достаточно для того, чтобы лифт доехал до заданного этажа и открыл дверь. Таким образом, пассажиры могут безопасно покинуть кабину.
Несмотря на то, подъёмники предназначены в основном для перемещения людей между этажами, иногда на них можно перевозить и грузы. Грузоподъёмность пассажирского лифта может достигать 400-630 кг, что вполне достаточно для того, чтобы перевезти до 4 человек с небольшим грузом. Стандартная скорость пассажирского лифта составляет 1 м/сек. Однако в небоскрёбах могут устанавливаться подъёмники со скоростью передвижения до 10 м/сек.
Основные разновидности пассажирских лифтов
Подъёмники, предназначенные для перемещения людей между этажами, классифицируются по нескольким параметрам, основным из которых является способ подъёма:
- Пневматические. Такие подъёмники используются малоэтажных зданиях, особняках и коттеджах. Их основными преимуществами являются предельно простая конструкция, лёгкость и удобство при монтаже, а также практически бесшумная работа.
- Канатные. Наиболее распространённый тип пассажирских подъёмников. Однако использовать их в небоскрёбах по меньшей степени непрактично, поскольку чем больше этажность здания, тем тяжелее должен быть противовес для лифта.
- Гидравлические. Работают по принципу домкрата, однако требуют использования смазочных материалов в большом количестве.
- Бесприводные. Наиболее современный вариант пассажирских подъёмников. Перемещаются между этажами при помощи роликов-катков по специально предназначенным для них направляющим.
Безопасность пассажирского лифта — важный показатель их эффективного использования. Поэтому перед вводом в эксплуатацию подъёмники проходят тщательные испытания.